Сочинение ученицы 8 класса МБОУ ООШ № 10 г. Мыски Рыбалко Л.

Руководитель: учитель Пинаева О.А.

Посвящается морякам.

Дерзайте Отчизну мужеством прославить!

(М. Ломоносов)

Перед тобой просторы моря

Грохочет, воет, вал гремит,

В нём ярость правды, пыл задора

И жажда жизни в нём бурлит.

Пинаева Н.П. (http://apinaev.ru).

 

Однажды учительница рассказала о своём прадедушке, Басалаеве Фёдоре Фёдоровиче, 1879 г.р., моряке, перевозившем грузы на пароходе по Байкалу. Мой папа, Рыбалко Александр Григорьевич, 1966 г.р., был матросом. Я думаю, чтоморяки - самые отважные, смелые и сильные духом люди, которые, несмотря на никакие опасности, делают свое дело, они вызывают чувство восхищения и гордости своим героическим повседневным трудом-подвигом, являясь примером нравственной стойкости, мужественности.

Г. Т. Береговой, летчик-космонавт, утверждал: «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием».

«Смелость и мужество — эти нравственные и волевые черты, — писал В. А. Сухомлинский, — необходимы каждому человеку не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». Воля к победе, честность и добросовестность — все эти высокие нравственные качества формируются каждый день в борьбе с повседневными трудностями» на корабле,так и рождается героический характер человека.

 

Байкал всегда был опасен для судоходства. Особенно район между северной оконеч­ностью о. Ольхон, Ушканьими островами. Нижним Изголовь­ем п-ва Святой Нос и мысом Телегина, а также участок Малого Моря против долины (ущелья) р. Сармы, пролив Малые Ольхонские Ворота и акватория Байкала к востоку от этого пролива. В первом районе—наиболее высокие крутые и часто неупорядоченные волны: до 5—5,5 м и более; во втором—наиболее свирепый, порывистый ветер из всех, какие бывают на Байкале.

шторм.Байкал.

Судоходство на озере ( местные жители называют его морем) всегда требует высокой дисциплины, самоотверженности, высокого профессионализма, стойкости, сплоченности и слаженности действий экипажа. На Байкале постоянно происходили катастрофы, Галазий Г.И. в книге "Байкал в вопросах и ответах" сообщает, что  осенью 1902 г. в районе Малого Моря сильно пострадал пароход «Александр Невский», погиб­ли буксируемые им баржи, на которых возвращались с пути­ны рыбаки с семьями. Катастрофа произошла перед мысом Кобылья Голова, при выходе из Малого Моря в Малые Ольхонские Ворота. Ветер сарма развился так стремительно и был таким сильным, что пароход вынужден был обрубить буксиры и оставить баржи на произвол судьбы. Одну баржу, что шла последней, выбросило на песчаную отмель, и люди на ней спаслись. А две другие баржи выбросило на камни у мыса Кобылья Голова. Было уже холодно, баржи сильно обледенели, и даже те немногие люди, которым удалось выбраться на берег, погибли от переохлаждения.

Основная же причина катастрофы—недостаточное знание капитаном судна природных особенностей Байкала. Хотя сарма развивается стремительно, но ее природные предве­стники, особенно в этом районе, всегда есть. Над вершинами гор собираются неподвижные тучи, и ветер начинается, как только образуется небольшой просвет между вершинами гор и нижней кромкой облаков. Местные жители называют этот просвет воротами. Если «ворота» открылись—через 20— 30 мин начинается ветер. Этот промежуток времени достаточен для того, чтобы подготовиться к встрече со стихией. А скопление неподвижных туч, темных, как дождевые облака, начинается за 2—3 часа. Всего этого капитан пострадавшего судна не учел или пренебрег, стремясь быстро обогнуть мыс Кобылья Голова, чтобы укрыться в одной из бухт в проливе. Но просчитался, дорого заплатив за это жизнями людей (погибло 172 человека). Само судно чудом сохранилось, стоя у подветренного берега на двух якорях с двигателем, работа­ющим на «полный вперед».

 

 

 


Шторм. Байкал.

Выбрать профессию моряка может только смелый человек. Не каждый может оставить семью и пойти служить на долгое время. В море нет ни суббот, ни воскресений, ни праздников. Профессия моряка требует ответственного и серьезного отношения. Я думаю, что это даже не профессия, апризвание.

С давних пор во флот шли твердые духом люди, которые были готовы нести нелегкую морскую службу: тяжелый физический труд – без выходных и праздничных дней, постоянные вахты, качки, замкнутость пространства, разлуку с близкими и родными, опасность для здоровья. При малейшем несоблюдении правил безопасности риску может быть подвергнуто не только здоровье, но и жизнь команды, пассажиров.

 

 

Ледокол «Ангара» был опущен на воду в 1900 году.

 

Моряки! Ежеминутно проявляя героизм и самоотверженность, демонстрируя высокий профессионализм, вы с честью выполняете свою высокую миссию. Наградой за нелегкий, самоотверженный труд служат искренняя благодарность людей, общественное признание и уважение.

 

 

 

 

 

 

 

Байкал

Пинаева (Басалаева) Н.П. (http://apinaev.ru).

Посвящается морякам.

Перед тобой просторы моря

Грохочет, воет, вал гремит,

В нём ярость правды, пыл задора

И жажда жизни в нём бурлит.

 

Ты хочешь бури, бури моря,

Кружиться вихрем по морям,

Волной в часы морского боя

Устало падать к берегам.

 

Ты хочешь бури, бури моря,

Не любишь сонных окон свет.

В тебе есть яблоко раздора,

В тебе поэзии рассвет.

 

Ты выйдешь в дали голубые,

Обнимешь нежный небосвод,

И будут брызги дождевые

Ласкать тебя над синью вод.