На Байкале. Путина.
Посвящается прадедушке Басалаеву Фёдору Фёдоровичу, помощнику капитана парохода «Байкал», и прабабушке Ольге Степановне.
В сказке используются басни Пинаева А.К. и стихи Пинаевой Н.П. (http: //apinaev.ru/)
Автор Пинаева О.А.
На Байкале.
Путина.
(Сказка-быль)
И снова лиственная роща наполнена птичьим гомоном, песнями, которые несутся со всех сторон, наполняя ангельскими трелями землю. Особенно старались соловьи и жаворонки:
И снова горный воздух зреет
Умыта волнами Байкала
И подрумянившись зарёй,
Весной Листвянка заблистала
Своею юной красотой.
Веселье царило в лесу. Ещё бы! Пришла весна! После долгой и холодной зимы вновь наступила и расцвела жизнь во всех своих волшебных красках. Цветы, деревья, кустарники, стрекозы, шмели, бабочки поражали взгляд многообразием и великолепием, напоминая слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Земная природа подобна раю красотами своими и напоминает его собою падшему человеку».
Беляночка не могла наглядеться на благоухающие цветы и тоже подпевала птичкам:
Здесь Абутеиха свободы,
Где травы в двухметровый рост,
Где с гор летят речные воды
Каскадом серебристых звёзд.
За зиму лесная ребятня выросла, их было и не узнать, особенно зайчишек: скинули с себя беленькие зимние шубки, слились с лесом, попробуй заметь!Шустрик, заяц-беляк, любимец девочки, выплясывал перед нею такие па, что она без смеха не могла на него смотреть. Он совершал длинные прыжки и вбок, и вперёд, резко менял направление движения, прятался в кустах и внезапно выпрыгивал на дорожку перед Беляночкой. Иногда он, развивая скорость до 50 км/час, бегал в село Голоустное, в гости к своему другу, мальчику Коле.
Подросшие ребятишки стали считать себя взрослыми, а некоторые даже задирали свой носик, считая себя лучше, сильнее и умнее других, с превосходством поглядывая на друзей. То тут, то там раздавались голоса:
-Я сильнее!
-А я быстрее!
-Я сам знаю!
Обеспокоенные умудрённые опытом родители попросили учёного Ежа объяснить хвастунишкам, что нельзя тщеславиться, считать себя лучше других, так как это может привести к беде. Взяв в помощники Мудрого Оленя и Хорька Ивановича Домоседа, а также позвав всеми любимую девочку Беляночку, жившую рядом в посёлке Листвянка, начитанный Ёж стал рассказывать:
- В толковых словарях говорится, что тщеславие выражается в жадном поиске славы, стремлении к почету, в потребности признания окружающими мнимых достоинств, в склонности совершать добрые дела ради похвалы. Тщеславие считается одним из проявлений гордыни, называемых в Православии греховными страстями.
В подтверждение его речи Мудрый Олень решил привести слова Святителя Игнатия Брянчанинова. Говорил он медленно, поочерёдно поглядывая на присутствующих:
-Тщеславие – это хвастовство… Любление красивых одежд, вещей… Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела… Лукавство. Словооправдание. Прекословие... Лицемерие. Ложь. Лесть. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность.
Внимательно посмотрев на недоумевающих детей, учёный Ёж продолжил:
-Тщеславие губит прежде всего самого хозяина этого греха, так как, ослеплённый своими страстями, он уже не может отличить правду от лжи, лести, лицемерия, не может прислушаться к голосу разума и предостережениям старших, считая себя самым умным, самым опытным, знающим, совершая поступки, иногда непоправимые, ведущие его к гибели не только духовной, но и физической. Хорь Иваныч Домосед сейчас прочитает вам басню о таком, заражённом гордостью, падком на лесть, неразумном Ёжике.
Лиса и Ёж
Лиса увидела Ежа:
Послушай, милый, что за шубу
Надел ты, сшитую так грубо?
Страшнее острого ножа!
Сам посуди. Ну что за вид:
Торчат какие-то иголки!
Нет вида в них, нет также толку!
Враз пропадает аппетит!
Ты без иголок был бы мил,
На редкость славным и красивым.
А так ты выглядишь спесивым,
Ну словно, страшный Крокодил!
Еще скажу: ведь не секрет —
Колючий ты и неудобный
(А про себя: и несъедобный!).
Каков же будет твой ответ?
— Советовали мне друзья
Всегда тебя остерегаться.
— Чего ж, дружок меня бояться?
Не съела, видишь, я тебя!
Тебе желаю я добра.
Поверил Ежик и побрился,
За похвалой к Лисе явился...
Он не дожил и до утра.
***
Наивного всегда
Ждут подлость и беда.
Беляночка, сидевшая на пенёчке, попросила слова:
- Я хочу рассказать вам о том, как тщеславие стало причиной катастрофы и гибели многих людей, об этом написал в письме мой двоюродный брат Николай, живущий в соседнем селе Голоустном.
В тёплый майский вечер его отец пришёл домой довольный и обрадовал Колю: «Ну, сынок, ты уже совсем взрослый стал, пора тебе узнавать тонкости и премудрости рыбной ловли. Собирайся в дальнюю дорогу, поедем с тобой в весеннюю путину». Коля уже знал, что во время путины, сезона для рыболовства, когда рыба идёт массою, местные жители, объединенные в артели, пользуясь хотя и небольшими, но хорошо приспособленными для плавания по Байкалу парусными и гребными лодками, совершают далекие кочующие переходы вслед за рыбой. На расстоянии от Култука до Посольска вытекает много быстрых горных рек: Утулик, Мурин, Снежная, Выдрина, Мишиха, Мысовая и Матуриха. В них точно также, по вскрытии озера, идут для метания икры различных сортов рыбы: хариусы, ленки, таймени и налимы. Весной промысел начинался практически с момента вскрытия ото льда и продолжался до Ильина дня, всамом Байкале, начиная от реки Мантурихи до Посольского монастыря, лов омулей происходил с 20-го мая и по 1-е июля.
Наступил день отъезда. Стоя на палубе дощаника, Коля с восторгом смотрел на нерп, которые нежились под весенним солнышком на проплывающих, медленно тающих тонких льдинах; чаек, ныряющих, кружащих над головой и желающих удачного лова.
Вдалеке белели снежные пики прибрежных гор, а все берега были покрыты ярко-розовым цветущим багульником и напоминали сказочный цветной ковёр. Коля сразу же вспомнил стихи сестры Беляночки:
Все горы в розовом цветеньи:
Багульник буйствует весной,
И перекличка, и кипенье
Страстей зелёных предо мной.
Вдруг Коля вскрикнул от неожиданности: из леса на берег вышла огромная медведица с медвежатами, чтобы полакомиться бабочкой-ручейником, которая живет только несколько недель в начале лета.
Всё приводило мальчика в восторг: и дивная природа, и путешествие по морю, и присутствие отца, которого он сильно любил и хотел во всём походить на него, и предстоящая рыбная ловля, и радость от возможности заработать и принести помощь своей семье! Как долго он ждал момента, пока ему разрешат поехать в свою первую путину! Отец обнял сына: «Красота-то какая! А знаешь, сынок, Святитель Тихон Задонский говорил, что куда ни посмотрим, куда ни обратим взгляд и мысль, везде имеем достаточно случаев прославлять благость Божию. Воссиял день, солнце просветило своими лучами всю вселенную - для тебя сияет свет его. А Игнатий Брянчанинов советовал: «Благодари Создателя, извлекшего нас в бытие из небытия, украсившего нас красотой».
Дощаник - судно с совершенно плоским дном, придававшим ему большую устойчивость, повернул к берегу, где виднелась рыбацкая стоянка, горели костры. Шум, радость при встрече, пожатие рук, приветствия, приглашения к обеду, к костру погреться, так как до середины июня на Байкале еще прохладно - всё это обрушилось в одну минуту на приехавших. Коля с интересом и любопытством оглядывал людей, лагерь. На берегу были выстроены для рабочих балаганы из тонкого леса, а где-то из жердей, покрытых лиственной корой, с отверстием вверху для дыма. В середине балаганов рабочие разводили костер, и, сидя вокруг него, грелись и сушили мокрую одежду. Некоторые рыбаки, уставшие после лова, спали тут же, на голой земле. «Быт рабочих на рыбном промысле был суров. Никаких особых удобств не существовало. Питались наемные рыбаки главным образом рыбной же пищей и чаем с черным хлебом», - сообщает Гольдфарб С.И. в книге «Мир Байкала». Над кострами в чугунных чашах одни женщины готовили обед, другие же грели огромные котлы со смолой, над ними на жердях был установлен блок, через который перекидывалась петля, ослабляемая и затягиваемая палкой. В петлю помещали сеть и при помощи блока она опускалась в котел с горячей смолой, затем сеть вынимали из петли и расстилали на земле для просушки на два дня, после чего сети каждого члена артели сшивались, составляя один общий невод.
Спартанские условия, в которых предстояло жить мальчику, не испортили ему радостного настроения. Он с интересом стал помогать рыбакам готовиться к лову, главными орудиями которого на Байкале были сети и неводы. «Невода эти бывают длиной от 400 сажен (1 сажень =2,13 метра), а вышиною 10-ть – 11-ть аршин. К верхней тетиве прикрепляют наплавья, а к нижней камень, обернутый берестой и укрепленный к низу сети; из лодки два человека выматывают невод; гребцов же бывает иногда 6-ть, а то и 12-ть человек. Омулей вынимают из одной тони от 5 и даже до 20-ти бочек», - информирует Ф.В. Елизов в книге «Рыбная и звериная промышленность по берегам озера Байкал».
Долгими вечерами, сидя у костра, рыбаки пели песни под гармонь, делились опытом, необходимым при ловле омуля. Необходимо учитывать все особенности путины: под воздействием течений, температуры, направления ветра, погоды, наличия кормов - косяки омуля перемещаются с одного участка на другой. В безветренную погоду в солнечные дни корма держатся вверху, значит, и рыба рядом; а при ветрах, в особенности западных, рыбу надо искать на глубине. Темная байкальская вода указывает, что корма опускаются вглубь, за ними - и омуль. Также эта рыбка чутко реагирует на температуру воды: когда термометр показывает 13-14 градусов, рыба уходит на глубину.
Отец Коли был башлыком (бригадиром) артели, перед выходом в море он всегда собирал рыбаков и обсуждал тонкости предстоящей ловли. Бригадир
учитывал мнение каждого высказавшегося и, опираясь на опыт и знания большинства, принимал решение. Хотя отец Николая был бывалым рыбаком, но он всегда прислушивался к советам артельщиков, ведь опыт передавался из поколения в поколение, столетиями изучались повадки рыбы, признаки непогоды, надвигающегося шторма. Мудрый совет может спасти жизнь, а не только принести большой улов. Отец всегда говорил Николаю: «Будь внимателен к чужому мнению, прими совет, только тщеславный человек ставит себя выше других. Нельзя служить страстям, таким как гордость и тщеславие, иметь слишком большое мнение о себе, о своем уме, таланте, опыте. Заповеди должны проникать глубоко в сердце и отображаться в нашей жизни, в наших словах и поступках». В подтверждение слов отца, один из присутствующих рыбаков рассказал о страшной трагедии, произошедшей из-за нежелания капитана прислушаться к совету и воспользоваться им:
- Если начнешь тщеславиться и гордиться, отступит от тебя Господь... В 1902 году, в конце сентября, после удачной путины, рыбаки с семьями стали собираться домой. Рыбачили мы тогда в районе Малого моря, лежащего между о. Ольхоном и материком. Улов был удачным, взрослые радовались, строили планы, что купить, кому долги отдать. Осень на Ольхоне ранняя, с морозами, вода ледяная, пронизывающие холодные ветры проносятся со скоростью до 40 м/с, не прекращаясь сутки и более.
Дети, помогавшие родителям и уставшие после тяжёлой работы, мечтали о тёплом доме, куда они скоро поплывут, тараторили без конца, бегали по песчаному берегу, бросая в ласковое море гальку, передразнивали горластых чаек. Многие из них успели подружиться и обещали писать письма друг другу. И вот вдали раздался гудок парохода, «Адмирал Невский» причалил к берегу.
пароход «Александр Невский». Фото. Начало ХХ в.
Все спешили погрузить закупоренные бочки с засоленной рыбой на три баржи, которые крепились к пароходу канатом. «Домой! Ура!» - детский крик и гудок отчалившего парохода слились воедино. Матери, которые оставили своих детей с родственниками, глядя на беззаботных и весёлых ребятишек, с радостью представляли, как скоро они смогут обнять оставленных дома малышей, истосковавшихся по родителям. Баржи, покачиваясь на волнах, плыли за пароходом. Играла гармонь. Ничто не предвещало беды. Небольшие тёмные тучки, гуляющие по небу, никого не смущали. Однако, тучек становилось всё больше и больше…
Неподвижно застыли тучки-подружки, слившись в тёмную неподвижную грозную массу, стало темно. Байкал почернел одновременно с небом. Опытные рыбаки поняли: «Будет шторм через 2-3 часа». Природа предупреждала людей о надвигающейся беде.
Раздались гневные и тревожные крики с барж, адресованные матросам и капитану на пароходе:
-Причаливай к берегу! Будет шторм!
-Поворачивай назад!
«Но таков дух тщеславия, что он ослепляет разум людей даже в отношении к самым очевидным предметам, побуждает противоречить даже самым признанным истинам, а других, и очень хорошо знающих истину, и уверенных в ней, заставляет лицемерно противиться ей»,- утверждал Святитель Иоанн Златоуст.
Пренебрегая предупреждениями, не слушая советов, окружавших его помощников, игнорируя крики матросов и рыбаков, надеясь на свой опыт и знания, самоуверенный капитан спешил вперёд, решив укрыться в бухте пролива, обогнув мыс Кобылья Голова. Последовало второе предупреждение от матери-природы. Галазий Г. И. записал в книге «Транспорт Байкала. Навигация и судоходство», что как только образуется небольшой просвет между вершинами гор и нижней кромкой облаков, местные жители называют этот просвет воротами, через 20—30 минут начинается ветер. Вот этот промежуток времени уже достаточен, чтобы изготовиться к встрече со стихией». Но капитан спешил вперёд, несмотря на грозные предостережения, не слушая советов. «Мы обыкновенно думаем о себе очень высоко. Хотя каждодневный опыт очень впечатлительно удостоверяет нас в лживости такого о себе мнения, мы в непонятном прельщении не перестаем верить, что мы нечто, и нечто немаловажное. Гордыня затворяет ту дверь в уме или духе, чрез которую одну обыкновенно входит в нас благодать Божия. Она и отступает. Ибо как может благодать, для просвещения и помощи, войти в того человека, который думает о себе, что он есть нечто великое, что сам все знает и не нуждается ни в чьей сторонней помощи?» - вопрошает Преподобный Никодим Святогорец.
Увидев открывшиеся «ворота», опытные рыбаки и матросы поняли, что наступает решающий час в их жизни. Двадцать минут жизни! Паника, страх, гнев, оцепенение, отчаяние, ужас накрыли людей страшной волной. Матери в испуге прижали к себе детей. Лишь некоторые упали на колени и стали молиться о прощении своих грехов перед встречей с Создателем, призывая и умоляя помиловать их и оказать помощь:
- Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
- О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче и везде в скорбех скорый помощниче! Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов.
Сарма, ветер на Байкале, обрушился со скоростью снаряда, и в одну секунду взорвалось море! Волны, высотой до 5,5 метров и более, со страшной разрушительной силой упали на маленькие судёнышки, давая понять, как жалок и беспомощен человек перед лицом стихии. Жуткий гул, грохот, вой урагана-монстра заполнили всё пространство. Баржи закружило, завертело с невероятной силой; бочки с рыбой, люди, не успевшие спрятаться и уйти с палубы, в одно мгновение были смыты страшными волнами и оказались в ледяной воде. Душераздирающие крики терпящих бедствие потонули в рёве разверзнувшейся преисподней:
- Не бросайте нас! Помогите! Спасите!
На пароходе вынуждены были обрубить буксиры и оставить баржи па произвол судьбы и волю волн, две баржи выбросило на камни у мыса Кобылья Голова. Было уже холодно, даже разбитые баржи покрылись льдом, и те немногие, кому удалось выбраться из ледяной воды на берег, замёрзли. Погибло 172 человека. Нашу же баржу, что шла последней, волны подняли и выкинули из морской пучины на песчаную отмель, и люди, полные ужаса, страха и отчаянья, уже попрощавшиеся с жизнью, умолявшие Бога и Николая Чудотворца о спасении и прощении грехов, оказались в безопасности. Чудом избежав страшной гибели, они плакали от счастья и благодарили Господа за спасение. Местные жители, буряты, уже спешили к пострадавшим на помощь. Пароход получил повреждения, но уцелел, стоя у берега на двух якорях с работающим двигателем.
Коля, слушая этот рассказ, разволновался:
- Неужели из-за одного человека могло погибнуть столько людей?!
Наступила тишина. Помолчав, отец проговорил:
- Не знаю, сынок, поймёшь ли ты то, что я тебе скажу. А отвечу я словами Василия Великого: «Страдания и внешние бедствия измышлены к обузданию греха. Бог истребляет зло… И врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушения же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое истребление многих людей, случающееся от земли, или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины, бывают для того, чтобы уцеломудрить оставшихся, потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями…Зло, то есть грех, зависит от нашего произволения: потому что в нашей воле – или удержаться от порока, или быть порочным».
Николай в этот же вечер написал письмо Беляночке, рассказав ей о своей жизни в рыболовецком лагере и, конечно же, в подробностях пересказал трагедию, унёсшую столько человеческих жизней.
Незаметно пролетела путина. Артель, наловив и засолив омуля в бочках, сдала рыбу на склад, получив хорошие деньги. Коля вернулся домой повзрослевшим и полным решимости бороться со всеми проявлениями гордыни и тщеславия.
Беляночка закончила свой рассказ. Никому не хотелось говорить. Лёгкий ветерок ласково играл листвой. Повернув голову на 180 градусов и оглядев присутствующих, ушастая сова изрекла:
- Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил, что тщеславие как гибельная скала, покрываемая бурными волнами, приводит к непредвиденному и жалкому кораблекрушению плывущих при благополучном ветре, когда они не опасались и не предвидели этого.
Вечерело. Все расходились по своим домикам. Каждому хотелось подумать и
поискать глубоко в своём сердце признаки гордыни и тщеславия, чтобы попытаться низложить их.